История одной картины: "Гомеопатия, взирающая на ужасы аллопатии" или "Торжество гомеопатии"
Российскую делегацию участники конгресса приветствовали стоя!
Благодаря поддержке российских и зарубежных производителей и общественных организаций по гомеопатии, и директора Третьяковской галереи Зельфиры Трегуловой, была изготовлена официально разрешенная репродукция картины в дар участникам 70-ого Конгресса Международной медицинской гомеопатической лиги (25-29 августа 2015г., Рио-де-Жанейро, Бразилия).
В 260-летний юбилей со дня рождения С. Ганемана мне довелось посетить спецхран Государственной Третьяковской галереи и воочию прикоснуться к известной всем почитателям гения гомеопатической доктрины картине кисти А.Бейдемана, прославляющей основоположника гомеопатии!
Хочется высказать слова признания и благодарности тем, кому мы обязаны за сохранение столь памятного произведения искусства, это:
Людмила Яковлевна Квашнина, заведующая отделом фонда дореволюционного искусства Государственной Третьяковской галереи;
Лия Захаровна Иткина, старший научный сотрудник, хранитель музейных предметов Государственной Третьяковской галереи, Заслуженный работник культуры Российской Федерации;
Особенно слова благодарности хочется сказать Анастасии Юрьевне Старовойтовой, научному сотруднику Государственной Третьяковской галереи, Члену-корреспонденту французской Национальной палаты экспертов (C.N.E.S.), которая и организовала эту замечательную встречу,
и Маргариту Сергеевну Чижмак, искусствоведа, сотрудника отдела живописи 2-й половины XIX – начала XX века Государственной Третьяковской галереи, которая сделала эту памятную для меня фотографию.
На этом история об этой удивительной картине не заканчивается, а только начинается! Благодаря самому Проведению Божьему, иными словами об этом и не скажешь, Ученым Советом ГТГ было принято решение об организации экспозиции...
-
Из Академического каталога Государственной Третьяковской Галереи:
Бейдеман Александр Георгиевич
Гомеопатия, взирающая на ужасы аллопатии,1857
Справа внизу подпись и дата: А Бейдеманъ 1857 г Мюнхенъ Iюл (буквы А и Б переплетены)
66,2x78,2
Приобр. П.М.Третьяковым до 1893 года
В каталоге Третьяковской галереи 1893 года стоит под названием: "Торжество гомеопатии".
Выставки: В ГТГ в 1923 году.
По сведениям врача Н.Е. Габриловича, картина была заказана его отцом художнику, встреченному им во время учебы в Мюнхене (Вандин И. Судьба одной картины// Лужская правда, 1974 год, 20 февраля).. Неоконченный вариант картины до 1970 года находился в собрании Л.Е. Масловой, Москва. Позднее - в частном собрании в Кемерово.
Справа - фигура старика в черном плаще, по-видимому, изображает Х.Ф.С. Ганеманна (1755-1843), основателя гомеопатии.
Возврат после реставрации. 2009.
личные комментарии:
В правой части холста - в красной ткани, в которую задрапирована фигура мужчины со змеей изображен Асклепий (Эскулап) и чуть выше его и дочери, почитаемые как богини — Гигиея (Гигиена) и Панакея (Панацея), рядом с которыми держась за надгорбный камень изображен Самуил Ганеман.
Сидящая женская фигура с мечом и весами богиня правосудия - Фемида.
На верху силует Зевса.
-
Бейдеман, Александр Егорович
— академик, профессор исторической живописи, род. 17 августа 1816 г. в С.-Петербурге, в семействе негоцианта, расстроившего свои дела поставками на армию во время турецкой войны 1828—1829 гг., ум. 27 февраля 1869 г., Учился Бейдеман в Ларинской гимназии и по окончании ее, в начале 40-х годов, стал посещать классы Академии художеств. В 1844 г. он работает по классу живописи у проф. A. T. Маркова. Около этого времени он составил следующие композиции: "Скорбь Ахиллеса по убитом Патрокле", "Обращение Савла", "Смерть Сократа". В 1845 г. он пишет эскизы на темы из отечественной истории, напр.: "Приготовления к убийству св. Бориса (1015)", "Святополк Окаянный в исступлении", "Смерть Святополка Окаянного" и из библейской истории. — "Воскрешение Лазаря". Все эти эскизы носят на себе влияние брюлловской школы, проявляя некоторую эффектность и театральность. От 1846 г. известны следующие эскизы Бейдемана: "Мать Моисея", "Моисей, взятый из воды", "Сократ застает Алкивиада во время оргии" (на обратной стороне этого последнего нарисован эскиз 1847 г.: "Побиение камнями св. Стефана"). К 1847 г. относятся: "Умовение ног", "Жезл, обращенный в змия", "Несение Христа во гроб", "Предательство Далилы", "Иоанн Предтеча отрок в пустыни", "Крещение Ольги", "Клятва Брута над телом Лукреции". За последнюю композицию Брюллов велел передать Бейдеману его профессорский поцелуй. В 1848 г. Бейдеман исполнил 4 эскиза: "Христос у Марфы и Марии", "Воскрешение дочери Иаира", "Дочь Кимона кормит грудью отца в темнице" и "Эсфирь перед Артаксерксом". От 1849 г. имеется всего один эскиз: "Освобождение преступного отца по просьбе сына Петром I". В это время Бейдеман занят был рисунками для "Ералаша" Неваховича, где им помещено очень много юмористических композиций, иногда не вполне целомудренного характера, и потому-то он не так аккуратно компоновал академические эскизы. Игривое направление кисти молодого художника за этот период выразилось в следующих сценах: "Подсматривание купальщиц пейзажистами" и "Явился неудачный селадон" (карикатуры на товарищей). Впрочем, скоро Бейдеман подчинился влиянию Федотова и создал такие вещи, как сцены из "Носа" Гоголя и "Исчезновение холеры". Он с усердием изучал технику кладки красок и в 1851 г., за портрет с натуры, получил первую серебряную медаль. После этого Бейдеман является экспонентом на четырех академических выставках, в качестве конкурента на золотые медали. Вторую золотую медаль он получил при втором конкурировании. Ему пришлось состязаться с Кабановым и Броношковым. За исполнение картины по эскизу "Бегство в Египет" Бейдеман получил 2-ю золотую медаль (27 сентября 1853 г.). Теперь оставалось добиться 1-й золотой медали, чтобы иметь право на командировку в Рим, которой жаждал Бейдеман. Ему пришлось состязаться с Ильинским на тему "Приидите ко мне все труждающиеся" и т. д. Простая случайность помешала Бейдеману одержать верх. Пришлось снова конкурировать, на этот раз с Флавицким (будущим автором "Таракановой"), который и одержал верх. Это было в конце 1855 г., когда Бейдеману исполнилось 30 лет, и по академическим законам нельзя было конкурировать далее. Бейдеман расстался с Академией, не добившись своей цели. К этой эпохе относятся следующие эскизы акварелью и масляными красками: "Воскрешение сына вдовы Наинской", "Христос 12-ти лет беседует в храме с учителями", "Явление воскресшего Спасителя апостолу Фоме", "Вход во Иерусалим", "Отречение апостола Петра", "Распятие посреди разбойников", "Явление Христа при Тивериадском озере", "Христос благословляет детей", "Нагорная проповедь", "Денарий", "Схождение с Фавора", "Страшный суд", "Обрезание", "Примирение Иакова с Исааком", "Явление ангела Агари", "Троица", "Потоп". По-видимому, сюда следует отнести и композицию "Диана, несомая зефирами" (акварель) и "Обращение поэта к богине ночи" (в карандаше). Все эти эскизы показывают, что природа щедро наделила Бейдемана даром фантазии и колорита. В 1856г. он женился, но и семья не отвлекла его от заветной мысли попасть за границу, чтобы дать своему таланту дальнейшее развитие. Несмотря на скудные средства, он в 1857 г. поехал за границу (на три года), надеясь найти там подходящую работу. Надежда не обманула его. Побывав в Германии и Италии, он получил в Париже заказы для строившейся там православной церкви. Летом 1860 г. он окончил порученные ему в Париже работы и возвратился в С.-Петербург, куда привез с собой несколько начатых картин и множество этюдов (между ними: виды Баварии, южной Италии и окрестностей Рима, Валгалла и др.). Из начатых за границей картин можно указать на "Гулянье", "Свидание на террасе", "Мотальщица", "Девочка, утоляющая жажду из родника в лесу", "Шествие со святыми дарами в Италии", "Явление младенца Иисуса св. Антонию Падуанскому", "На могиле матери", "Савояр" и этюды "живописных костюмов поселян обоего пола". В Петербурге Бейдеман менее чем в месяц скомпоновал и написал картину "Руфь на ниве Вооза", за которую на общем собрании Академии художеств признали его академиком исторической живописи (2 сентября 1860 г.). Друзья и почитатели его таланта скоро доставили ему работы и выхлопотали должность наставника в рисовальной школе общества поощрения художников. Кроме того, Бейдеман получил приглашение давать уроки рисования великим князьям Алексею Александровичу и Сергею Александровичу. Осенью 1861 г., по смерти П. А. Воинова, открылся конкурс на соискание должности адъюнкт-профессора Академии художеств. Для конкурсной работы Бейдеман, в особо отведенном кабинете, исполнил картон "Смерть детей Ниобеи, пораженных стрелами детей Латоны за презрение, оказанное их матери". Судьи конкурса признали композицию Бейдемана лучшею, и художник получил должность адъюнкт-профессора наставника (6 ноября 1861 г.). В конце того же года, он был послан в Крым, в Ливадию, для работ в тамошней церкви. Но обязанности преподавателя не отвлекали его от серьезных работ в области искусства; и в эти 6 лет, последние годы его жизни, исполнено им много солидных работ. Он занялся религиозною живописью, писал оригиналы для мозаики в Исаакиевский собор и образа по частным заказам, расписывал церкви во дворцах, в Петербурге и его окрестностях, а также в Крыму (Ливадия). Ему принадлежит оригинал образа Спасителя для усыпальницы князя Пожарского, сделанного мозаикой, образов пророчиц Анны и Елизаветы. Бейдеман расписывал церкви: на Михайловской даче (великого князя Михаила Николаевича), в инженерном управлении и в Александровской больнице. По его рисункам сделан и иконостас для военно-чертежной школы в С.-Петербурге. Простая случайность — падение на голову гипсового отливка, плохо прикрепленного над дверями, — прервали кипучую деятельность даровитого художника в самом разгаре. Друзья его, профессора Боголюбов, Монигетти, Черкасов и Петров, сделали в том же году посмертную выставку произведений Бейдемана, устроив из них беспроигрышную лотерею в пользу семьи художника. В Академии художеств есть альбом, подаренный императором Александром II, в котором заключается 150 рисунков-образов, написанных или проектированных Бейдеманом. Известна также его акварельная картина "Апофеоз освобождения крестьян". От Бейдемана остались офорты, упоминаемые у Ровинского (51): "Казачий суд в Черноморье" и "Три разговаривающие жида". Оба листа — из "Живописной Украины" (прил. к журналу "Основа" 1861 г.).
Особое дело в Архиве Имп. Ак. Худ. и кроме того: Д. 130 (1860). Д. 77 (1863). Д. 22 (1866) и Д. 52 (1866). — Петров, Матер. для истр. И. А. X., III, 165, 171, 184, 195, 204, 214, 236, 252, 355, 214, 236, 252, 355, 386 и 391. — Ровинский, Словарь рус. граверов (1895). — Брокгауз и Эфрон, Энцикл. Словарь.
Е. Тарасов.
{Половцов}
Бейдеман, Александр Егорович (Al. Beidemann; 1826—1869) — ученик Маркова; академик исторической и портретной живописи в 1860 г.; адъюнкт-профессор в 1861 и адъюнкт-ректор 1865—1866. Он много рисовал для Ералаша Неваховича. Писал оригиналы для мозаических образов Исаакиев. собора. Его работы образа в церкви Михайловского дворца, в Александровской больнице, в селе Михайловке и в Ливадии. Его офорты:
1. Казачий суд в Черноморье "А. Бейдеман № 1".
2. Три разговаривающие жида. *** № XXXI. Гравюры очерком с легкими тенями. Оба листа из альбома: "Живописная Украина"; приложение к журналу "Основа 1861 г.". См. Жемчужников (Е. Тевяшов).
{Ровинский}
Бейдеман, Александр Егорович
академик и адъюнкт-професс. историческ. живописи в Ак. Худ; р. 17 авг. 1826, † 17 фев. 1869 г.
{Половцов}
Бейдеман, Александр Егорович (1826—1869) — художник. Учился в Академии художеств. Работая над мозаичными образами для Исаакиевского собора, увлекся изучением византийского искусства. В Третьяковской галерее находится ряд его религиозных композиций и аллегория "Гомеопатия, взирающая на ужасы Аллопатии"; в Русском музее — картина "Сельский кабачок". Совместно с Лагорио и Львом Жемчужниковым Б. является автором известного портрета — типа Козьмы Пруткова (см.), помещенного в издании его сочинений.
Большая биографическая энциклопедия. 2009.
-
Бейдеман, Александр Егорович (1826 - 1869), академик исторической живописи, адъюнкт-профессор Академии Художеств. В Академии Художеств учился преимущественно у А.Т. Маркова . Еще в бытность учеником академии приобрел репутацию хорошего рисовальщика (участвовал, между прочим, в юмористическом издании Неваховича "Ералаш"). В 1853 году Б.получил золотую медаль ("Бегство в Египет") и по окончании курса в 1855 году отправился в Германию,Италию и Париж, где много работал. По возвращении, кроме преподавания в рисовальной школе и великимкнязьям Алексею и Сергию Александровичам, Б. занялся религиозной живописью. В Академии Художествимеется подаренный ей императором Александром II альбом, заключающий в себе 150 рисунков-образов, написанных или проектированных Б. В 1860 году Б. сделан академиком за картину "Руфь на ниве Вооза", а в следующем году назначен адъюнкт-профессором по конкурсу за исполнение эскиза: "Смерть детей Ниобеи".Известна его акварельная картина "Апофеоз освобождения крестьян". В музее Александра III имеется картина Б. "Сельский кабачок".
Биографический словарь. 2000
Бейдеман, Александр Егорович
— академик исторической живописи, адъюнкт-профессор академии художеств. Род. в 1826 г.; первоначальное образование получил в Петербургской IV (Ларинской) гимназии, откуда перешел в академию художеств и здесь учился преимущственно у А. Т. Маркова. Еще в бытность учеником академии приобрел репутацию хорошего рисовальщика (участвовал, между прочим, в юмористическом издании Неваховича "Ералаш"). Получив уже в 1851 г. сереб., а через 2 года золотую медаль (за картину "Бегство в Египет"), Б. по окончании курса в 1855 г. отправился за границу — в Германию, Италию и Париж, где много работал. По возвращении в Петербург, кроме преподавания в рисовальной школе и великим князьям Алексею и Сергею Александровичам, Б. занялся религиозной живописью. Кроме множества образов, в академии художеств имеется подаренный ей императором Александром II альбом, заключающий в себе 150 рисунков-образов, написанных или проектированных Б. В 1860 г. Б. сделан академиком за картину "Руфь на ниве Вооза", а в следующем году назначен адъюнкт-профессором по конкурсу за исполнение эскиза "Смерть детей Ниобеи". Известна и его акварельная картина "Апофеоз освобождения крестьян". Умер в 1869 г.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.
Из других источников (недостоверно):
Картина была подарена Третьяковской галерее вдовой д-ра Николая Габриловича, Ларисой Габрилович-Масловой. Николай Габрилович, сам известный питерский гомеопат, получил ее в наследство от своего отца, также гомеопата, Евгения Габриловича. Как картина попала к Евгению Габриловичу и при каких обстоятельствах Бейдеман ее написал неизвестно. Эта картина достаточно известна в среде гомеопатов, а ее копии выставлены в нескольких европейских музеях. Об истории ее создания и дальнейшей судьбе просили в свое время узнать председатель Британской гомеопатической ассоциации Френсис Тройхерц и старший библиотекарь Библиотеки комплиментарной и альтернативной медицины при Лондонском Королевском гомеопатическом госпитале Феликс фон Рейзвиц. Бейдеман не дал названия картине, поэтому она в разных источниках называется по-разному: "Гомеопатия и аллопатия", "Гомеопатия, взирающая на ужасы аллопатии" (чаще всего) и др. В центре картины - Эскулап, негодующе взмахивающий рукой. За его спиной печальный Ганеман. Суетятся, отпиливая пациенту ногу, ставя ему пиявки и вливая в него всякую дрянь, аллопаты, в облике которых можно узнать известных профессоров того времени. В дверном проеме скелет - Смерть, ждущая, когда аллопаты закончат свою работу.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Александр Бейдеман «Гомеопатия, взирающая на ужасы Аллопатии» (1857)
История возникновения этой картины неизвестна. Кто заказал ее Бейдеману (1826–1869), вполне ординарному историческому живописцу? Или же сам он, будучи адептом относительно новой и вызывающей споры медицинской практики, решил ее аллегорически восславить? Как бы то ни было, академический словарь оказался применен к материалу, казалось бы, вовсе к тому не располагающему.
Поскольку знание этого словаря утрачено, поясним состав действующих лиц. Справа — положительный полюс сцены, зона восседающей на облаке Гомеопатии; здесь в гневе вздымает руку возмущенный Эскулап, а за спиной Афины (тоже, в числе прочего, покровительницы наук) грустит основатель лечения «подобное подобным» Самюэль Ганеман (1755–1843). Слева лекари-аллопаты (их изображения портретны) истязают больного всеми доступными им способами, вплоть до ампутации ноги; из-за дверцы аптечного шкафа выглядывает в ожидании поживы Смерть, а в нижнем углу рыдают жена пациента — вскоре ей неминуемо предстоит стать вдовой — и дети, которых ждет сиротство.
Конечно, это своего рода курьез — и все же не вполне. Можно вспомнить, что именно Бейдеман оказался единственным русским художником, откликнувшимся в 1861 году на важнейшее событие — Манифест об отмене крепостного права — большой акварелью «Апофеоз освобождения крестьян»; там, где реалисты оказались не в силах изобразить идею, лишенную непосредственного натурного воплощения, классический метод аллегории обнаружил свою действенность. Так что косвенно картина свидетельствует о тотальной пригодности отвлеченных сценариев, столь популярных в XIX веке.
Комментариев пока нет